История Усадьбы

Храм Троицы Живоначальной в Свиблове построил в 1708 г. родственник царя Петра I, первый комендант Петербурга, а с января 1710 г. московский губернатор Кирилл Алексеевич Нарышкин. Правда, историю храма можно начать с 1620 г., когда царь Михаил Федорович Романов это поместье пожаловал стольнику Льву Плещееву в награду за Московское осадное сидение, а тот построил деревянный храм Живоначальной Троицы. В 1677 г. его обновили и пристроили придел во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского, родством с которым Плещеевы очень гордились. Может быть, история храма началась еще раньше, когда село принадлежало воеводе Димитрия Донского боярину Федору Андреевичу Свибло. Его произвище-фамилия означает «косноязычный, шепелявый». От нее и пошло название московского района – Свиблово.

В документах Свиблово упоминается как село, а не деревня, а это означает, что в нем уже был храм. В 1704 году умерла владелица села 15-летняя Мария Плещеева, которая была круглой сиротой и воспитывалась в доме своего дяди Кирилла Алексеевича Нарышкина. Перед смертью она устно завещала поместье своему опекуну. После Полтавской битвы Кирилл Алексеевич привел сюда пленных мастеров-шведов. Они построили кирпичный заводик – из него отстроены церковь, дом и многие хозяйственные постройки усадьбы, но в 1721 г. Плещеевы отсудили имение у Нарышкина. Последний вывез из усадьбы все, что можно. Но осталась красивая церковь в стиле нарышкинского барокко.

С 1801 по 1803 гг. в усадьбе Свиблово снимал дачу историк и писатель Николай Михайлович Карамзин. Здесь он пережил счастливые дни медового месяца и горе после смерти любимой жены Елизаветы Ивановны. Здесь он начал писать труд всей своей жизни – «Историю государства Российского».

В 1821 г. хозяином имения стал купец Кожевников, он построил в Свиблове большую ткацкую фабрику, на которой работало около 3000 человек. Она была оборудована по последнему слову техники – станки выписали из Англии. Фабрику посетили императрица Мария Федоровна и император Александр I. При новом хозяине Свиблово прославилось пышными праздниками с музыкой, фейерверками, развлечениями. Праздники разорили купца. Воспоминания о них остались в строках Александра Сергеевича Пушкина. В статье «Путешествие из Москвы в Петеребург», поэт писал: «Роговая музыка не гремит в рощах Свиблова и Останкина, плошки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травой, а, бывало, уставленных миртовыми и померанцевыми деревьями».

Вторая половина XIX в. не была отмечена какими-либо значительными событиями. В 1918 г. в усадебном доме сначала разместили ревком села, а вскоре передали его под общежитие железнодорожной охраны. Храм закрыли в 1937 г., купола и кресты сбили, внутреннее убранство уничтожили. В доме Божием разместились производственные мастерские.

Со временем мастерские вывели в более удобное помещение; к началу 90-х годов прошлого века годов храм и усадьба представляли собой удручающее зрелище: полуразрушенные стены церкви заросли травой и молодыми деревцами, в разваливающихся зданиях без окон и дверей гулял ветер – царила мерзость запустения, хотя усадьба числилась памятником архитектуры, охраняемым государством. Видимо, не надеясь когда-либо восстановить архитектурный комплекс, храм, а с ним и усадьбу, передали Русской Православной Церкви. В 1994 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назначил настоятелем храма протоиерея Сергия Киселева, к тому времени уже поднявшего из руин две церкви в Московской области.

Закипела работа: укрепили фундамент и подкупольную кладку, восстановили покрытия куполов, барабан, церковную главу. Сначала к жизни вернули храм, а затем и усадебные дома. Храм с 1994 г. получил статус Патриаршего подворья, в домах разместилась общеобразовательная православная школа имени Преподобного Сергия Радонежского, одна из первых в Москве и пока единственная в Северо-Восточном викариатстве. Школа осуществляет программы по обмену учащимися с православными школами Европы и Америки. Здесь же разместились Центр повышения квалификации для преподавателей «Основ православной культуры», Центр духовно-нравственного просвещения, который реализует культурные программы для молодежи. Школьный хор прославился далеко за пределами нашей страны – невольно продолжилась музыкальная слава Свиблова, ведь еще царица Анна Иоанновна выписывала из Свиблова к своему двору в Петербург музыкантов, играющих на роговых инструментах.

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://tv-soyuz.ru/peredachi/svyatyni-moskvy-vypusk-ot-25-noyabrya